Страницы

Азарт

   Долго пытался дать определение интересу и азарту как частей психики и сознания человека. То, что это оказалось так сложно, само по себе очень интересно. Постепенно склоняюсь к необычной по началу мысли: интерес и одна из его форм — азарт, являются вообще одной из основ механизмов мышления человека. Именно поэтому их тяжело определить, так же, как например тяжело определить всё сущее целиком, за неимением возможности сравнения с другими похожими элементами.

Из википедии:
Цитата: «Аза́рт — эмоция, связанная с предвосхищением успеха (не обязательно адекватного реальности) в чём-либо. Часто связан со случаем, игрой, риском, опасностью.
Происходит от фр. hasard — «случай», «риск», «игра в кости». Причём прямого эквивалента слову «азарт» во французском языке нет, и вместо него используются слова passion — «страсть», emballement — «увлечение», и другие.

  Существует болезнь, связанная с постоянной необходимостью переживания азарта — игромания, известная также как лудомания (от лат. ludus — «игра»). По мнению ученых из Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В. П. Сербского, риск стать игроманом никак не зависит от здоровья, социальных, каких-то биологических параметров, а скорее от характера и темперамента.

    Согласно законодательству Российской Федерации, азартная игра — «основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры". 



Поиграв в покер...
  Общепринято: «Азарт — эмоция, связанная с предвосхищением успеха.»
Я специально прислушивался к собственным эмоциям, и пришел к некоторому несогласию с этим классическим определением.

Первое моё уточнение:
  Азарт — эмоция, связанная с получением случайной, но очень важной информации. Эмоция, связанная с риском.

    Предвосхищение успеха, это несколько туманное выражение. На самом деле само чувство практически не зависит от того, насколько играющий ожидает именно положительную информацию. Просто, ожидается информация, которая может привести, либо не привести к успеху. Сила эмоции зависит не от степени ожидания успеха, а от того, насколько сильно полученная информация может повлиять на результат. Так, например для покера — чем больше ставка, тем больше чувство азарта при получении информации о картах. В случае, если вы уже заранее имеете самую лучшую или очень хорошую покерную комбинацию — ваша задача выманить соперника на более высокую ставку. Источник получения эмоций азарта тут смещается с момента фактического открытия карт на момент, когда вы следите за действиями соперника. Более важной информацией и источником азарта тут становится информация о том, пойдет ли соперник на более высокие ставки, или нет.
    Естественно выигрывать тоже приятно, но это другое.

    Кстати. Именно то, что эмоция зависит не от степени выигрыша, а от уровня ставки, определяет самое пагубное свойство азартных игр: вынуждение игрока постепенно повышать ставки. Как и при действии любого наркотика: для поддержания эмоции на должном уровне степень раздражающего фактора необходимо постепенно повышать. В случае, если бы раздражающим фактором было предвосхищение успеха — игроки больше бы занимались самообучением, поиском более выгодных игр и стратегий. Но они чаще просто повышают ставки, повышая не вероятность выигрыша, а его значимость.

   Следующее уточнение касается случайного характера информации. Мы привыкли к тому, что азартные игры основаны на риске, то есть должны содержать случайный фактор, случайную информацию.

    Что такое случайная информация?
   В компьютерных системах случайные числа берутся из очень четкого штампа времени, например штампа времени включения компьютера. Груба говоря, если вы нажали на кнопку включения компьютера ровно в 1 час, 2 минуты, 34 секунды и 5678 десятитысячных доли секунды то случайным числом от 0 до 99, выданным программой будет 78. Включите в другое время — будет другое. Ничего случайного на самом деле тут нет, всё работает по точному алгоритму, исходя из времени включения.

   Но для человека это случайность, так как точно выбрать момент включения, что бы получить нужное число, он не умеет и никак не может. И результат этой операции для него абсолютно непредсказуем. «Честная» покерная программа, запущенная на таком компьютере, и пользующаяся таким вот строгим и определенным для неё алгоритмом выбора карт в зависимости от тысячных долей секунд времени её включения, будет давать абсолютно случайные комбинации карт по мнению игроков.
   Получается, что случайная информация — та, на которую участвующие игроки никак не могут повлиять, и не могут узнать до определенного момента. (Есть еще варианты шулерства, их пока не рассматриваем).
 Случайный характер информации прямо привязан к объекту потребляющему информацию. Для игрока она может быть случайной; а для отлаживающего программу программиста — строго определенной.

   В чем разница между случайной и неизвестной информацией для индивида?

    Я, как игрок, начну сомневаться в случайности карт, зная, что один из других игроков — программист указанной системы. При этом информация для меня остается неизвестной? Нет! Я знаю, что может иметь место жульничество, а значит я имею определенное предвиденье, предположение, знание того, что карты будут не в мою пользу.
    Пусть я узнал о жульничестве спустя определенное время после игры. Комбинации казались мне действительно случайным до получения этого знания. Но теперь я знаю что они такими небыли. Теперь я знаю, что они будут такими, чтобы я проигрывал. Азарта от такой игры я больше испытывать не буду. Если я сам шулер, и знаю что комбинации будут выходить в мою пользу – я тоже не буду испытывать чувство азарта во время игры.
  И последнее простейшее уточнение – неизвестная информация становиться известной, после того как я её узнал.

Вот так я пришел к совершенно ошарашившему меня выводу.

Азарт – эмоция, связанная с получением новой и важной информации.
Основа азарта и стремление к познанию едины.


   imho эмоции в ходе азартной игры больше всего похожи на эмоции от прочтения очень интересной книги. А желание начать новую игру действительно соответствует желанию дочитать понравившуюся книгу до конца. Именно ту книгу, из которой я уже узнал много нового и важного для себя, и ожидаю узнать еще больше.

1 комментарий:

  1. Александр, если будешь читать Симонова, то у него где-то была информации при какой вероятности подкрепления успеха животные выглядят наиболее возбуждёнными. По-моему при 1/4. Если вдруг встретишь это место в книге, дай мне знать, а то не могу найти.

    ОтветитьУдалить