Страницы

Речь. Вербальное общение. Часть 2.

     Самое простое: угрозы. Доминанту, в случае необходимости постоянно грубо подтверждать свою доминантность — чисто физически тяжело, бегать нужно, махать руками ногами, выдавать побои разной степени условности, это же целая работа. Гораздо легче пахану — с возможностью просто ругаться, только ругаться нужно умеючи, чтобы ругаемый чувствовал себя не лучше, чем если бы его реально оплевали или ухо отвернули.
      Аналогично просто — требование. Без вербальной речи если доминант хочет забрать у подчиненного понравившийся банан — ему, как правило, приходится подходить и отбирать его, его доминантность проявится в том, что ему не будут сопротивляться. Если же уметь говорить — всё становиться гораздо удобней. Можно потребовать, добавить при необходимости угроз, и подчиненный возможно сам всё принесет — даже зад отрывать не придется.

      Информационный вопрос-прямой. Слышал что в японской культуре подчиненный не в праве задавать вопросы начальнику. В нашей культуре аналогично, прямой, конкретный, информационный вопрос — содержит некоторую угрозу. При необходимости задать вопрос, чтобы не показаться грубым, нам приходится заранее просить прощения! И еще — по возможности размывать суть вопроса.  
Пример:
«Извините» (предварительные извинения) «не будете ли вы любезны подсказать мне » (размытие сути вопроса другим вопросом, уточнение, что нет требования ответить на вопрос, есть просьба оказать любезность) «как пройти в библиотеку» (собственно сама информационная составляющая, остальное - правила приличия)
 Сам по себе «чистый» вопрос - «как пройти в библиотеку» - близок к угрозе. А почему ? Можно его рассмотреть как требование раскрытия информации. В моем примитивном мире бананов доминантов и подчиненных это - «А где ты такой вкусный банан взял ? Ну ка покажи.» - требование раскрыть жизненно важную информацию.
Заметьте что прямой информационный вопрос настолько сильно связан с угрозой, что зачастую для угрозы выбирают формулировку информационного вопроса. Самые распространённые вопросы в темном переулке спального района: «Ты что, тут делаешь?» «Ты чё ёп?» «Ты что? Думаешь ты крутой что-ли?» «Ты что? Не знаешь с кем связался ?».
Забавно но фразы утвердительного типа «Ты далеко не так крут как думаешь.» «Ты не знаешь с кем связался.» кажутся менее психологически агрессивными.

      Информационный вопрос-просьба. Информация, как и бананы может быть жизненно важна, и как существует просьба поделиться от подчиненного доминанту — дайте пожалуйста один бананчик для детишек. Так-же может быть сформулирован и информационный вопрос-просьба, от низшего к верхнему. «Скажите пожалуйста, где бананы берут, а то у нас детишки голодают.» 
      Тут мы с вами, как этологи, можем заметить, что любое поведение обусловленное законами ранговой борьбы, как правило используется вторично, чтобы ранговые различия установить, продемонстрировать, подтвердить. Так, начальник, без, на самом деле, информационной необходимости может спросить подчиненного, только для подтверждения своего права грубо спрашивать информационные вопросы-требования: «Чем вы тут занимаетесь?». Так, человек испытывающий почтение к доминанту, без информационной необходимости, может задавать ему информационные вопросы-просьбы, чтобы только подчеркнуть своё уважительное отношение: «Скажите пожалуйста, а как вы считаете, цена на нефть будет расти?»

      Широкий вопрос. Самое частое начало для общения при встрече друзей, знакомых, людей рассчитывающих на дружеские отношения — «широкий вопрос». Как дела? Как здоровье? Как жена, семья, дети? Как ваше ничего? Что интересно, несмотря на отсутствие явной просительной формы обращения — «широкий вопрос» воспринимается скорее как дружественное, положительное отношение, нежели угроза. Собственно явного требования раскрыть информацию в нем нет — хочешь рассказывай, хочешь нет, и конкретики, о чем рассказывать как правило тоже нет. Но если нет смысла ? Тогда зачем ? Imho «широкий вопрос» - одна из основ взаимовыгодного партнерства (реципрокного альтруизма). Спрашивающий как бы приглашает другого участника вербальной беседы к сотрудничеству, в любой форме.
     Возможные ответы, результаты широкого вопроса:
       Это может быть рассказ о собственных проблемах. Фактически рассказывающий надеется на некоторую помощь, однако не просит её. Если спрашивающий имеет возможность помочь(не обременяя себя при этом) он сам об этом скажет.
Пример:
- как дела ?
- да вот, измучился, занимаюсь оформлением дачного участка.
- я знаю хорошего земельного юриста, делает быстро и берет не дорого, вот телефон.
Уточню,только без ущерба для себя! Следующего примера не случиться.
- привет, как дела ?
- да деньги нужны хочу мерседес, а работать лень
- и я тоже самое, а знаешь, возьми денег вон там, под деревом, я знаю, там есть немного ничейных.
     Естественно не будет такого разговора, сам, зная, всё втихаря возьмет.
Взаимовыгодное партнерство в принципе может содержать и прямые просьбы, как информационные(совета) так и реальные, вещественные(денег в долг, строительный инструмент на время) как правило чем больше дружественные отношения, тем больше и просьбы.
- как дела?
- да вот ремонт делаю, у тебя случайно нет дрели.

- как дела?
- а тебе то что?
Это был отказ иметь с спрашивающим какие либо общие дела, делиться информацией. Заметьте — грубый, в форме вопроса.

     Дружественная беседа. Вообще то «широкий вопрос», это собственно только часть дружественной беседы. Основная функция которой — взаимовыгодно делиться информацией. Основные примеры: «У нас недавно такой интересный случай произошел .....» «А ты знал, что .... интересно да ?»


     Речь активно применяется в процессе ухаживания. Ухаживание у нашего вида сложный процесс. За подробности описания не возьмусь, что-бы не наделать ошибок и не возбудить таким образом кучу оффтопиков. Что на мой взгляд главное — речь, при ухаживании, как эффективный инструмент коммуникации, в принципе, делает этот процесс, как и в остальных случаях, более удобным, соответственно более эффективным. Учитывая высокую полезность хорошей речи для человека в разных сферах жизни, сама по себе речь быстро стала одним из качественных признаков для полового отбора. Демонстрация грамотной речи является прекрасным украшением для обоих полов, так же как и юмор. (см. imho о юморе - в темах про юмор).

Не думаю, что речь при ухаживании, можно отнести к случаям передачи информации.


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий