Страницы

Речь. Вербальное общение. Часть 3. рассуждения о ценности информации

     Опять уточню, чтобы не быть неправильно понятым, что в моих рассуждениях о вербальном общении слово «информация» следует интерпретировать в достаточно широком смысле, от хорошей научной книги, до информации о том, где растет дерево с вкусными бананами. НО, в данном обсуждении в этот термин я не вкладываю \информацию\, которая фактически - сигнализация межличностных отношений, и собственного психологического состояния. Как то: «Я тебя люблю», «Буду бить больно», «Не беспокойся сильно, я тебе помогу, если что.», «Я зол», «Я защищу тебя», «Я уверен в себе». Хотя передача сведений третьим лицам, о том, что Петя любит Наташу, или начальник сегодня с утра злой - уже информация.

      Информация в принципе имеет свойства ресурса, может иметь некоторую ценность. Однако от общепринятого для природы понятия ресурс - отличается. Одно из главных отличий — процесс передачи информации, это фактически не передача, а копирование. В отличие от передачи реальных ценностей, передавая информацию мы передаём её копию. Но, это не аналогия копированию предмета. Всю информацию можно разделить на ту, которая теряет ценность для особей при копировании, и не теряет. Если многие одновременно узнают, где спрятан банан, то ценность этой информации от такого массового копирования резко падает. Кстати, для разных особей ценность информации при копировании по разному падает, в предыдущем примере для медлительных сильнее падает, чем для быстрых. :) Если кто-то рассказывает новоприбывшему местоположение реки по близости, то ценность этой информации, в плане удовлетворения жажды, от копирования практически не уменьшается. Смогут напиться все. Однако если водой в поселке дорого торговали немногие знающие, то при раскрытии большинством местоположения речки, ценность информации резко упадет до определенного уровня, и далее уже не будет уменьшаться.

      Назовем условно, информацию которая значительно теряет ценность при копировании(передаче) — узкой, и информацию которая мало теряет ценность при копировании(передаче) — широкой.



     Информация узкого типа наиболее близка по свойствам к предметным ресурсам. И потому поведение особей при взаимодействии, с участием информации узкого типа очень похоже на поведение особей, при взаимодействии с предметными ресурсами. А именно: владение, требование, просьба, отбор, подарок информации узкого типа мало отличается от этих процессов с предметными ресурсами.

      Для информации широкого типа просьба, отбор, подарок, приобретают совершенно иной смысл, ведь носитель исходника широкой информации, при копировании, практически ничего не теряет. Ритуально требовать от носителя её выдать, в целях поддержать ранговые отношения — бессмысленность. Выдать её в качестве подарка — не то же самое, что выдать предметный подарок. Удерживать в качестве ценности - не оправдывается теми же мотивами, что и удержание материальных ценностей.

Комментариев нет:

Отправка комментария